ГлавнаяЖостово

Экспедиция

Экспедиция

Жостово

Жостовскому производству почти 200 лет, с момента его создания мало что изменилось в организации процесса, за исключением того, что раньше это были частные мастерские с полным циклом производства, а сейчас – это полноценное фабричное производство.

Для начала специальными мастерами делается заготовка, потом отделочники эту заготовку «отделывают». Заготовка может делаться вручную - ковка, холодная выкладка, а может с помощью пресс-форм, которые появились с 60-х гг. ХХ века. На заготовку идет специальный пластичный металл. С 1830-х годов он пришел на смену непрочному  папье-маше. Отличить рядовому покупателю полностью ручное производство от прессованного практически невозможно, об этом ему сообщает продавец и сертификат изделия (цена  у кованого будет выше). Металл отделочники грунтуют и покрывают двумя слоями эмали. Первые слои черные, последний может быть любого другого цвета. Есть популярные цвета фонов подносов и на фабрике ими покрывают подносы. Более дорогие, выставочные образцы, художник может покрывать сам, либо художники могут заказывать покрасчикам цвет фона. Далее художницы расписывают поднос по строгой технологии, которая отработана веками.

Каждый поднос подвергается сушке порядка 18 раз в специальных сушильных шкафах. В наши дни не единожды пытались найти замену печи на более современное оборудование, но технологии, созданные несколько веков назад актуальны до сих пор. Подносы пишутся очень тонкими слоями масляной краски беличьими кистями. Самый главный враг производства - пыль.  После окончания росписи поднос покрывают лаком. В давние времена сушильные шкафы заменяли специальные отделения в русской печи. Слово «обжиг» не применимо к жостовскому промыслу, поскольку в жостовской технологии не меняется структура краски или основы.

В советское время Жостово было огромным экспортным предприятием с большим коллективом, с интересной жизнью, с выступлениями ансамбля фабрики в Большом театре. Сейчас на предприятии работает чуть менее 100 человек, большую часть территории фабрики сдается в аренду, так как производство сократилось и ему стали не нужны такие площади. В советское время рабочих было в 10 раз больше. Однако сейчас предприятие начало расти и имеет большие планы на будущее.  

Традиции, сюжет, роспись: при всей традиционности, для каждой эпохи характерны особенности в письме. Меняются материалы: если раньше краски растирали, то сейчас краски покупаются в тюбиках отечественного производства. Тоже самое и с кистями: раньше они делались вручную, самим художником, большую кисть сделать было трудно, поэтому писали маленькими и вся манера, идея композиции была построена на мелких мазках. В шестидесятые годы началась мода на все крупное, и подносы стали большими. Мода накладывает свой отпечаток даже на подносы: на размер цветов, на колористику, композицию. Но классика хорошо воспринимается во все времена, и если кто-то из художников решит обратиться к старым образцам и сделать поднос, похожий на тот, что был сделан 100 лет назад, это всегда будет интересно людям, пойдет на «ура». Подносы хорошо вписывают в интерьер, поэтому их дизайн часто создается в одном течении с трендами.  

Что касается фона подносов, то среди самых старых образцов, как ни странно, черных нет. Есть разные версии того, почему самым распространенным стал черный фон. На черном фоне легче писать, легче подбирать краски. Черный фон мог быть удобным в советское время, когда существовал большой госзаказ.

У всех художников разная скорость письма, однако ограничений по времени нет, в первую очередь оценивается художественное достоинство изделия. Бывает, что художник быстренько «наваял» поднос и получилось гениально, а бывает и наоборот. Цена подноса не зависит и от его размера: маленький может быть дороже большого, так как это миниатюра, другая кисть, сложность письма. Попытки ввести формулу, эффективный менеджмент не работают в случае с ремеслом. Оно упорно не хочет поддаваться на современные процессы ценообразования. Это, в первую очередь, искусство. Предприятие находится на самоокупаемости, зарабатывает на зарплаты сотрудникам, которые являются одними из самых высокооплачиваемых среди промыслов.

Мастерство: все работы проходят художественный совет, на котором эксперты оценивают качество и соответствие изделий нормам и традициям. На последнем художественном совете 30 мая отклонили лишь 3 подноса - это небывалый успех, так как обычно отклоняют до 50% изделий. Каждая художница имеет свой почерк, который сложно перепутать с другим. Каждый пишет по-своему, хотя жостовская технология детально отточенна десятилетиями. Молодым специалистам всегда хочется внести изменения в традиционный процесс, но каждый на своих ошибках понимает, что это невозможно.

Школа: в Федоскино – в дружественном промысле - раньше в штатном расписании в советское время была такая должность – «творец».  Творец пишет сюжет. В Жостово самое оскорбительное слово – «копировщик». Жостовские мастера никогда не повторяются:  можно написать на похожую форму, сюжет, цвет, но сам художник никогда он никогда не повторит в точности - вэтом ценность. Поэтому так трудно создавать каталоги жостовских изделий - они все в единичном экземпляре.

Была в Федоскино и художественная школа с отделением жостовской живописи, которая готовила мастеров для многих народных художественных промыслов, но ее закрыли. Сейчас предприятие ведет переговоры с Первым московским общеобразовательным комплексом, где готовят мастеров народных художественных промыслов. Обычно набор на бюджетные места составляет 25 человек и 12 из них Жостово готово забрать на практику в новый класс, учить именно жостовской росписи. Главный художник предприятия проводил курсы повышения квалификации для художников, окончивших Федоскинское училище, жостовское отделение, где были знаменитые, великие мастера своего дела, легенды, преподававшие по 30 лет. Сейчас молодежь, которая умеет рисовать, стремится получить дизайнерское образование, единицы идут в промысел.

Ручная работа в интерьре:  художники Жостовской фабрики, вопреки обыденным представлениям, расписывают не только подносы. Под заказ, придерживаясь традиционных технологий, Жостово занимается оформлением интерьеров жилых помещений лаковыми панелями, росписями. Расписывают также мебель, елочные игрушки, подстаканники, стеклянные сервизы. Так было на протяжении всей истории промысла. К примеру, в музее Прикладного искусства в Сергиевом Посаде есть панно на белом фоне, расписанные жостовскими художниками в 1926 года, которыми были украшены стены Третьяковской галереи. В технике жостовской росписи покрываются стеновые панели, потолки, колонны и другие предметы интерьера. Для этого создаются эскизы, а затем по ним осуществляется роспись. Крупные мазки жостовской росписи, ее технология  хорошо смотрятся в интерьере.

Жостово

Как добраться? 

Жостово - небольшая деревня в Мытищинском районе Московской области, недалеко от Клязьменского водохранилища. Расстояние от Москвы 39 км, можно добраться на автомобиле по Осташковскому шоссе, либо на автобусах от станции "Медведково". На пути помогают указатели, ведущие к родине промысла.

По пути встречается довольно мало заправок и кафе, в которых турист может перекусить. Однако команде проекта удалось найти заправку, на которой можно было не только заправить автомобиль, но и выпить кофе.

В деревне Жостово главной достопримечательностью, конечно, является фабрика, музей и магазин при ней. После посещения производства, команда проекта обедала в "Пироговском дворике", которое встретило нас достаточно сложным меню и по-московски высокими ценами. В кафе уютно, но качество некоторых блюд могло бы быть выше. Средний чек на четверых - 4500 руб. 

Фотоотчет